суббота, 18 января 2014 г.

Сотрудничество, коллаборационизм. Германия после 1945 года


Мы уже обсудили в предыдущих постах тему взаимоотношений христианина и власти, вопросы степени участия, степени «лояльности» верующего в Христа существующей в его стране власти. Мы также увидели природу человеческого правления и коснулись сотрудничества  с движением ненасильственной борьбы за гражданские права. Сейчас мы хотим рассмотреть сотрудничество христиан с несомненно тоталитарным, можно сказать одним из образцов жестокого и несправедливого правления – национал-социалистической Германией 1933-1945 годов.
Сам термин коллаборационизм (который переводится собственно как сотрудничество) был придуман маршалом Петеном, главой правительства Виши, который призвал французов к сотрудничеству с оккупантами – фашистской Германией. После окончания Второй мировой войны практически все правительства всех стран жестко наказывали и преследовали тех, кто сотрудничал с оккупационным режимом – коллаборационистов. Такие люди безоговорочно считались предателями, несмотря на обстоятельства, в которых это происходило. Они также подвергались общественному осуждению, часто презрительному и унизительному обращению. Однако одна страна не могла входить в число тех, кто осуждает коллаборационизм, поскольку не была оккупирована вплоть до 1945 года – Германия. Вопрос сотрудничества граждан самой Германии с собственным правительством в 1933-1945 мы и хотим рассмотреть здесь.
           Многие подчеркивают, что Адольф Гитлер пришел к власти в результате выборов, то есть законным, легитимным способом. Однако это не совсем так. Его путь к неограниченной власти не был простым и был связан со множеством нарушений и искажений. Так выборы, дважды проведенные в 1932, показали падение с 37% до 34% количества голосовавших за НСДАП. Но уже в январе 1933 президент (оказывается была и такая должность тогда в Германии) назначает Гитлера канцлером. НСДАП также получает контроль над полицией. После поджога рейхстага, в котором обвинили коммунистов и новых выборов в марте (часть голосов просто аннулировали), новый рейхстаг подтверждает полномочия Гитлера, которые он и так уже себе присвоил. Далее (практически в течении года) политическая система стремительно подчиняется нацистам. Общество (на фоне экономических успехов) также пропитывается идеями национал-социализма. Отдельные голоса «против» немедленно жестоко подавляются.
            Сегодня, глядя назад на историю фашистской Германии, для многих, особенно для тех, кто жил в бывшем СССР, кажется что, поддержка такого режима, сотрудничество с ним является если не уголовным, то, по крайней мере, моральным преступлением. Если же перенестись в Германию 30-ых, 40-ых годов, как следовало относиться к данному правительству? Оно являлось единственно законным на данной территории и даже поддерживалось большинством населения. А как быть верующему, христианину, для которого бунт против существующей власти прямо запрещен Словом Божьим?
          Несмотря на подчинение нацистами христианских групп и даже создание собственных христианских движений, некоторые христианские деятели открыто выступили против Гитлера. В числе их пастор Мартин Нимёллер, автор слов, теперь известных во всем мире: «Когда нацисты пришли за коммунистами, я молчал, я же не коммунист. Потом они пришли за социал-демократами, я молчал, я же не социал-демократ. Потом они пришли за профсоюзными деятелями, я молчал, я же не член профсоюза. Потом они пришли за евреями, я молчал, я же не еврей. А потом они пришли за мной, и уже не было никого, кто бы мог протестовать». «Больше мы не можем хранить молчание, повеленное человеком, когда Господь велит нам говорить. Мы должны повиноваться Господу, а не человеку!», — заявил Нимеллер на проповеди 27 июня 1937 года в Берлине, ставшей для него последней. В 1938 году он был арестован гестапо и находился в концлагерях до 1945 года.
            В 1945 году нацистская Германия была разгромлена, оккупирована и разделена на зоны оккупации. Начиная с этого времени, немцы начали узнавать о концлагерях, газовых камерах, десятках тысячах убитых инвалидов или просто малоразвитых детей и миллионах убитых евреев и представителей других народов. Союзники детально и часто принудительно старались ознакомить граждан Германии с преступлениями нацизма: в кинотеатрах шли документальные фильмы, снятые в лагерях смерти, жители ближайших к концлагерям поселений должны были участвовать в экскурсиях по ним, а в некоторых случаях принять участие в проводимых там работах. Для большинства лиц гражданского населения, так же как и для лиц, находящихся на военной службе, получаемая информация о масштабах злодеяний режима нацизма была потрясением. Процесс осознания степени личного участия, поддержки, а также степени ответственности за преступления нацизма растянулся на годы и десятилетия. Миллионы немцев были членами НСДАП или сопутствующих организаций, поддерживали нацистскую систему морально, организационно и экономически. Какая степень их ответственности перед людьми, перед совестью и перед Богом за те преступления, которые совершало поддерживаемое ими правительство? Ответ на этот вопрос немецкая нация ищет до сих пор. Ответ на вопрос, какая степень ответственности каждого человека, сотрудничающего с тоталитарным, авторитарным или преступным правительством своего государства, мы оставим на усмотрение вашей собственной совести.
            Закончить наш разговор мы хотим историей, которая произошла в 1970 году в Варшаве. Вилли Брандт, канцлер ФРГ, при посещении Варшавского гетто опустился на колени (что не предусмотрено никаким дипломатическим протоколом) и оставался в таком положении некоторое время. Вспоминая это событие, Вилли Брандт сказал: «Под бременем новейшей истории я сделал то, что делают люди, когда им не хватает слов. Таким образом я почтил миллионы жертв». Нужно сказать, что Вилли Брандт был активным антифашистом и в годы нацизма не был даже в Германии, а находился в эмиграции. Однако он, как и многие немцы, осознавал свою часть ответственности за преступления своего народа. Подобную картину мы видим в Библии, в Данииле, который исповедует грехи своего народа, не будучи сам непосредственно их участником. Однако эта тема, тема национального покаяния, покаяния целого народа, будет рассмотрена нами в следующих постах.

2 комментария:

  1. Возможно ли покаяние всего народа, а не отдельных его представителей которые осознают грехи народа? И интересно каким должен быть народ чтобы Господь счёл его "овцами" из Евангелия от Матфея 25 глава? Быть овцами в царстве небес, это привилегия отдельных представителей какого либо народа, скажем также как евреи считают некоторых людей из разных народов которые помогали им во время холокоста "праведниками мира", или это доля только некоторых людей у которых есть должное нравственное восприятие окружающей их ситуации?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, такое покаяние возможно. Не в новозаветном смысле, а так, как покаялся народ Ниневии. Царь и главные в народе были первыми в этом покаянии. И Бог отложил свой суд. Но овцы в 25 главе Матфея - это все-таки личный выбор человека - помогать или не помогать верующим во время будущих преследований. Сегодня покаяние всей большой нации, такой как народ Украины, представляется невозможным. Но общий настрой к покаянию мог бы побудить многих сделать правильный выбор в свое время.

      Удалить