понедельник, 16 декабря 2013 г.

Опять о ситуации в Украине. Декабрь 2013. И об отношении христианина и «власти».

Христианин, верующий в Иисуса Христа человек, всегда, вот уже два тысячелетия, был вынужден принимать решение о том, как же ему относиться к «власти». В какой степени с ней нужно сотрудничать? Можно ли ей хотя бы противостоять, не говоря уже об открытом бунте? И как он должен относиться к гражданским движениям за права людей, особенно ненасильственным движениям? История этого вопроса продолжительна и пространна. А есть ли ответ на этот вопрос?
Несомненно, мы можем обратиться к Библии, Божьему Слову, чтобы получить ответ. Ответ, написанный «черным по белому», ясными словами, а также ответ «в картинках», в прообразах, знаках и знамениях.
История, хотя и является описанием человеческого хаоса и неразберихи, также приоткрывает нам «божественную историю внутри человеческой истории» и, поэтому, может также служить нам помощником в исследовании этого вопроса.
«Нет власти, кроме как от Бога», - стих из 13 главы Послания к Римлянам апостола Павла известен почти всем христианам. И если для одних он является сильным подтверждением их подчеркнутой лояльности к любой власти, то для других верующих он становиться непреодолимым вопросом – неужели «эта» власть от Бога? И, действительно, если бы Библия ограничивалась только 13 главой послания к Римлянам, то многие вопросы остались бы неотвеченными. Но, к счастью, Библия раскрывает вопрос власти и отношения христианина и власти более подробно.
Сразу скажу, что понимание некоторых верующих, состоящее в том, что фраза «нет власти, кроме как от Бога», также означает «все распоряжения и законы, изданные властью, являются правильными, праведными и обязательными к исполнению христианину» мне кажется слишком узким. Пример: Деяния 4 глава. Петр и Иоанн получают прямое распоряжение вообще ничего не произносить и не учить на основании имени Иисуса. Что они ответили? «Правильно ли в глазах Бога слушать вас больше, чем Бога». Они явно дают понять, что не будут выполнять это распоряжение. Второй пример: трое товарищей Даниила, отказавшиеся выполнять царский указ о поклонении идолу. И, наконец, сам Даниил, продолжавший молиться Богу, несмотря на распоряжение царя.
Тогда что же означают слова «нет власти, кроме как от Бога»? Может ли христианин произвольно выбирать подчиняться или нет той или иной «власти»?
То что власть «от Бога», означает, что Бог является единственной законной властью в этой вселенной, и, если кто-нибудь обладает какой-нибудь властью, то это потому, что именно Бог допускает это или даже устраивает это, согласно Своему установлению. Именно это имел в виду Господь Иисус, когда сказал Понтию Пилату: «Ты не имел бы против меня никакой власти, если бы не было дано тебе свыше». По Божьему всевластию именно Понтий Пилат был представителем Римской империи тогда в Иудее и, приговорив в своей неправедности и порочности Иисуса к смертной казни на кресте, он, сам того не зная, открыл дорогу к совершению искупления и выполнил, опять таки не желая этого, Божью волю в отношении распятия непорочного Агнца. Снимает ли это ответственность с Понтия Пилата за то, что он, исходя из политических доводов, предал на распятие невинного человека? Конечно же, нет! Это только доказывает, что нет власти, кроме как от Бога.
Вернемся к упомянутым трем случаям: Петр и Иоанн, товарищи Даниила и сам Даниил. Призывали ли они к бунту? Были ли они непокорны? Ставили ли они под сомнение «легитимность» представителей власти? Нет. Более того, они без всякого бунта приняли «репрессии» со стороны данных представителей власти. В 5 главе Деяний Петр и Иоанн снова подтвердили: «повиноваться нужно больше Богу, чем людям» и, избитые, пошли «радуясь, что удостоились понести бесчестие за Имя». Трое товарищей Даниила также не ушли в «оппозицию» жестокому тирану Навуходоносору – они просто дали связать себя и бросить в огненную печь. Также и Даниил встретил пришедшего к яме со львами Дария не проклятиями, а словами: «Царь, живи вовеки!» В них не было бунта, ведь нет власти, кроме как от Бога. И несправедливость, и порочность, и предвзятость представителей власти только дают возможность Богу показать Свое всевластие, Свое всемогущество, Свою многообразную мудрость.
Надеюсь, что вскоре смогу продолжить, чтобы подробнее описать природу человеческого правления и рассмотреть вопрос степени «сотрудничества» с властью.


2 комментария:

  1. Спасибо за блог. Полностью согласен с Вашим изложением библейской точки зрения на вопросы отношения христианина к власти. Тем не менее, не могу не признаться, что испытываю больше симпатии к людям, отстаивающим свои человеческие права, которые желают, чтобы "зло" и "несправедливость" в абсолютном смысле, а также все их проявления были признаны как зло и несправедливость и хотя бы частично были наказаны. Иначе люди, общество в целом, перестанут проводить различие между добром и злом. Представьте, что будет, если общество перестанет возмущаться, когда люди, считающие себя выше этого общества, будут безнаказанно совершать убийства, насилие, грабить, говорить откровенную ложь и мат в прямом эфире. Как нам объяснять потом это нашим детям? С.К.

    ОтветитьУдалить
  2. Несколько положений: 1) Бог сотворил человека, поэтому только Бог имеет право забирать у человека жизнь и свободу которую Он дает, за исключением того случая, когда этот человек посягает на жизнь и свободу других людей (Быт. 9) - тогда должно вмешаться человеческое правительство. 2) Все правительство на протяжении истории, кроме царя Навуходоносора, не имело абсолютной власти, а ограничивалось законом 3) Люди, вышедшие защищать свои (и наши в том числе) права и, может быть, готовы положить жизнь, мотивированы желанием к справедливости (это не значит, что ВСЕ, что они делают - это то, чего желает и одобряет Бог), мы не можем не поддержать само это желание. 4) В абсолютном смысле справедливость, добро, мир - это Сам Бог. Эти люди нуждаются в Боге и нам нужно говорить им о Нем и Его плане.

    ОтветитьУдалить