вторник, 31 декабря 2013 г.

Как христианину относиться к мирным протестам против существующей власти. "Цезарево цезарю, а Божье – Богу". 3 часть.

«Отдавайте же цезарево цезарю, а Божье – Богу» - этими словами в Евангелии по Матфею Господь Иисус четко разграничил два понятия, две сферы, можно сказать, два царства. И хотя христиане принадлежат Божьему царству и участвуют в его построении сегодня, физически они находятся в определенном человеческом «царстве» - стране, государстве. Господь дал нам понять, что он не призывает нас, верующих в Него, как-то менять существующее установление, более того, нам необходимо подчиняться требованиям человеческого правления, даже в том, что касается уплаты налогов. Подробно и предельно ясно этот вопрос рассмотрен Павлом в 13 главе Послания к Римлянам.
Кажется, теперь даже вопрос о том, может ли верующий отказаться подчиняться определенным законам государства, неуместен. Однако ответ на этот вопрос – да, может! И даже должен в определенных случаях. В тех случаях, когда законы человеческие заставляют нас нарушать законы Божьи, законы совести, законы нравственности.
Мы уже говорили о Петре и Иоанне, Данииле и его товарищах, отказавшихся от выполнения распоряжений власти, которые были напрямую связаны с поклонением и служением Богу. Библия говорит также о других, не таких значимых, случаях. Например, повивальные бабки в Египте получили прямое указание от фараона убивать младенцев мужского пола. Они довольно успешно саботировали выполнение этого безнравственного требования. В самом начале Даниил и его товарищи отказались от идоложертвенной пищи со стола царя.
Иногда требования власти не только противоречат нашей вере, они противоречат нравственному чувству внутри каждого человека, они противоречат чувству милосердия и сострадания. Например, как должен был бы поступать христианин в ответ на «законное» требование – не укрывать евреев во время Второй мировой войны? Он должен был бы поставить нравственные требования, требования своей совести, милость и сострадание выше требований государства. Как поступали евангельские верующие во времена Советского Союза в ответ на требования государства ограничить благовестие, не обучать и не привлекать детей и молодёжь? Слава Господу за то, что во времена тоталитарных государственных систем многие верующие оставались верны Своему Господину, «повинуясь больше Богу, чем людям».
Однако, несправедливость, растление внутри государственной системы вызывают вполне справедливое возмущение и протест также и у неверующих людей. Должны ли христиане присоединяться к такому протесту, если он имеет мирный характер? Должны ли мы участвовать в таких ненасильственных движениях? Типичными примерами могут послужить сатьяграха под предводительством Ганди в период борьбы индийцев против английского колониализма, борьба чернокожих за свои права в США в 50-60 годы во главе с Мартином Лютером Кингом и, конечно, украинский Майдан 2004 и 2013 годов. Несмотря на разные цели, эти кампании борьбы отличались мирными средствами или, по крайней мере, призывами к мирным средствам борьбы. Также все эти кампании содержали значительный религиозный и даже христианский элемент. Подобная борьба естественно вызывает сочувствие и даже восхищение. Сегодня у нас уже есть возможность посмотреть на результат этих кампаний борьбы. Кроме последнего, развивающегося на наших глазах, Майдана, цели были достигнуты. Однако насилия в первых двух случаях не удалось избежать. Долгое противостояние вызывает репрессии со стороны властей, а те, в свою очередь, провоцируют народные массы на гнев и насилие. Ганди отрыто признал это и принял ответственность на себя за народные выступления, повлекшие за собой насилие и убийства. Готовы ли верующие в Христа к тому, чтобы принять на себя ответственность за смерти и насилие, вызванные их стремлением добиться лучшего и более справедливого устроения современного им общества? Неужели Господь призвал нас к тому, чтобы улучшить это общество, освободить народы от колониального гнета, от неравноправия, добиться европейской интеграции Украины? Я так не думаю. Мы должны понимать, что, присоединяясь к такой кампании, мы становимся «по одно ярмо с неверующими» и средства и цели уже не будут вполне христианскими, но ответственность будет разделена на всех.
Все это, однако, не означает, что мы должны теперь противостоять подобным акциям или сделать вид, что мы ничего не замечаем. Мы должны активно вмешаться! Как? Нашей молитвой! Мы должны связывать в нашей молитве планы Сатаны «украсть, убить и уничтожить», а также, с положительной стороны, молиться об осуществлении Божьей воли.
«Не участвуйте в бесплодных делах тьмы, а лучше даже порицайте их». Верующие не должны участвовать во лжи и обмане, а наоборот, «сняв с себя ложь», порицать все нечестие, растление, ложь и обман. К сожалению, некоторые верующие, оправдывая себя тем, что они подчиняются начальству, участвуют в обмане, например в фальсификации выборов, подкупе избирателей, обманной агитации. Даже если бы это было «законно», такие действия делают нас участниками обмана, участниками бесплодных дел тьмы. И, хотя верующему не нужно участвовать в противостоянии с властями, он может открыто заявлять о неприятии обмана и нечестия, даже если они исходят от представителей власти. Согласно своей совести, он может, например, отказаться от услуг или товаров людей, организаций, которые, по его мнению, перешли в значительной степени границы нравственности. Но он не может отказаться от таких законных требований государства как уплата налогов, штрафов, других обязательных платежей.
Мы также не должны забывать о принципе милосердия и сострадания. Пример: война является чем-то отвратительным, наполненным насилием и убийствами действием и мы никак не можем ее одобрить. Однако, один верующий человек, проникшись состраданием к жертвам войны, к раненым, основал Красный Крест, как организацию НЕ участвующую в войне, но спасающую жизни людей. Поэтому христиане в любых подобных ситуациях могут занять свою собственную позицию, позицию сострадания, позицию помощи нуждающимся и возвещения спасения отчаявшимся, позицию осуждения насилия и убийства, с чей бы стороны они не исходили. Такая позиция - это позиция людей царства в пятой главе Евангелия по Матфею, позиция тех, кто скорбит о существующей на земле обстановке, кто алчет и жаждет праведности, кто творит мир среди людей и кто милостив к другим людям.

1 комментарий:

  1. Спасибо, дорогой брат, за то, что Вы здесь пишете. Так хорошо, когда есть здоровое слово. Хорошо видеть то, что святые остается в небесных пределах. Мы продолжаем молиться и стоим с вами, святые!

    ОтветитьУдалить