суббота, 28 декабря 2013 г.

Об отношении христианина и "власти" 2


Продолжая тему первого поста об отношениях «власть-верующий», хочу рассмотреть несколько моментов. Первое – это природа человеческого правления. Второе - вопрос степени сотрудничества верующего с властью, любой властью, тиранической, демократической, полудемократической, авторитарной или полуавторитарной.
Несомненно, 9 глава Бытия показывает передачу, делегирование определенной власти Бога человеку. Так, если Каина никто не мог наказать, то после Ноя «кто прольет кровь человека, кровь того будет пролита человеком. Таким образом появились представители Божьей власти – люди, занимавшие определенное положение либо должность. Отец в семье, глава, старейшина рода, племени, народа являются примерами такого положения, должности.
            Затем мы видим Нимрода, того, «кто начал быть сильным на земле» - зачаток тиранической или, как сейчас любят говорить, «сильной» власти. Многие согласны с тем, что Нимрод был первым прообразом Антихриста, человека – представителя власти, который един с Сатаной. Эта тема развивается на протяжении всей Библии, пока не находит свое завершение в книге Откровения. Но, без сомнения, лучшую картину человеческого правления дает книга пророка Даниила. Это «большое изваяние» во второй главе, это звери в седьмой и восьмой главах и, наконец, злые ангельские силы, которые стоят за языческими государствами-народами и ведут войну в воздухе. О войне против них говорит и апостол Павел. Итак, в глазах Бога человеческое правление не является чем-то положительным. Почему же Он тогда его терпит? Потому что хаос, анархия, безвластие, осознание, что никакого наказания за совершенное преступление не последует, высвобождает самые худшие человеческие стороны, позволяют природе греха проявиться во всей полноте. Поэтому, временно, человеческое правление необходимо. Кроме того, «сердце царя в руке Господа». Бог, пусть и опосредовано, использует правителей для подготовки и косвенной помощи исполнению Своего замысла. Это значит, что, даже будучи злыми, мирские правители своими решениями неосознанно готовят путь для исполнения Божьей воли. Так Навуходоносор, разрушив Иерусалим и храм, исполнил Божье указание о наказании Израиля. Так Римская империя, захватив многие народы и территории, подготовила площадку для благовестия Павла и других благовестников, хотя и противилась ему впоследствии. Так Британская империя, основав мощную колониальную систему, подготовила возможность для многих миссионеров достичь различные народы благой вестью. Это никак не означает, что природа человеческого правления изменилась – это по прежнему «звери» из книги Даниила. Более того, искушая Господа Иисуса, дьявол прямо заявил, что он может дать власть и славу земных царств, тому, кто ему поклонится, «потому что она мне отдана». Господь не стал опровергать этого. Отсюда мы видим, что человеческое правление, из-за единства греховной природы человека с дьяволом, порочно по своей природе, даже едино с дьяволом. Бог же, если и использует человеческое правление, то делает это опосредовано, а не так же как он исполняет Свою волю через единство верующих с волей Божьей.
            Вопрос сотрудничества верующего с такой властью очень проблематичен. С одной стороны человеческое правление установлено Богом, с другой – оно стало едино с дьяволом. Посмотрим на Ветхий Завет. Там есть примеры как сотрудничества, так и обратного. Классика, о которой любят говорить сегодня христиане, это пример «премьер-министра» Иосифа в Египте. Также можно вспомнить Есфирь и Даниила. Во всех трех случаях Божьи люди оказались в этой ситуации не по своей воле, они попали туда в качестве рабов и, уже находясь там, при несомненном Божьем вмешательстве, были поставлены на высокие должности для исполнения определенной миссии, возложенной на них Богом. В двух случаях это было физическое выживание Божьего народа и во всех трех случаях они осознали, к чему они были призваны. Речь не идет о сознательном стремлении к занятию высокой должности или желанию сотрудничать. Скорее, находясь там, Божьи люди осознавали враждебность «приютившей» их системы. Даниилу также пришлось, по Божьему опять таки устроению, открыто заявлять как Навуходоносору, так и, в еще более жесткой форме, Валтасару о том, что только Бог является единственным источником власти, Он - «Правитель над царством человеческим и дает его, кому хочет».
            Моисей – человек Божий, который также открыто противостоял земному правителю – фараону. Делал он это согласно Божьему указанию и не поднимал бунт или «революцию». Избавление должно было придти исключительно согласно Божьему замыслу, Божьей силой, Божьим путем и для Божьей славы.
            Итак, нет власти, кроме как от Бога, поэтому мы должны разделаться с бунтом внутри нашего существа, принимая Божье устроение. Понимая природу человеческого правления, нам не следует стремиться занять какое-либо положение внутри этой системы, этого «большого изваяния», кроме особых случаев, когда Бог посылает нас на определенное место с определенной миссией. И, наконец, мы не сотрудничаем со злым и порочным внутри системы человеческого правления, «не участвуя в бесплодных делах тьмы, а лучше даже порицая их». В то же время мы не противостоим обычным установлениям, «отдавая кесарю кесарево, а Божье – Богу».
 В следующих постах хочется рассмотреть еще два вопроса. Первый – вопрос исполнения законов христианином и второй - участия-неучастия-сотрудничества верующего в Христа с движениями борьбы за гражданские права.

Комментариев нет:

Отправить комментарий